Все виллы в Греции на www.realtygreece.ru  
Масонские конституции


 
 
 

Конституция Андерсона

Anderson's 
Constitution

Вильгельмсбадская конституция
 
 
 


Титульный лист Конституции 
Великого Востока Франции
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Масонские конституции начали писаться после того, как в 1717 году в лондонской таверне "Гусь и Противень" была создана Великая Ложа Англии, объединившая, на первых порах, 4 рядовые ложи. Каждая из них имела свой собственный артельный устав, и поэтому Конституция становилась документом, который выражал наиболее общие принципы жизни и деятельности Великой Ложи.
      Впервые такая Конституция была написана шотландским священником Джеймсом Андерсоном, который, скорее всего, обобщил и свел воедино то, что уже существовало. Это был явно переходный документ, в котором можно увидеть и артельный устав, и декларацию общих принципов, объединявших в то время Вольных Каменщиков. Из Конституции (или Древних Обязанностей, как называется этот документ в оригинальном английском варианте) следует, что традиция покровительства масонству со стороны титулованной аристократии восходит к Средневековью, когда именно феодальные владыки были заказчиками работ и, по сути дела, руководили артелью, строившей замок или собор. Документ провозглашал, что представители разных религиозных течений должны суметь объединиться в дружественной атмосфере ложи для спокойного обсуждения новых идей. 
      С тех пор терпимость и непредубежденность стали за- коном, свято соблюдающимся в масонских трудах. Кон- ституция Андерсона впервые увидела свет в 1722 году. Типографским способом "Уставы" были изданы в Америке в 1734 году Великим Мастером Бенджамином Франклином в Филадельфии. 
       Для истории российского масонства важна Конституция, принятая на Конвенте в Вильгельмсбаде в 1782 году под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. Тогда впервые Россия была выделена в самостоятельную масонскую провинцию "во внимание к ее обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших".
      После конвента в Россию были присланы масонские акты, обряды, их объяснения, нравственные наставления. Многие из них сохранились доныне в архивах и снабжены соответствующими заголовками, например: "Объяснение обряда по Вильгельмсбадскому конвенту", "Рита", утвержденная на общем "Вильгельмсбадском конвенте". 
      Известный дореволюционный исследователь российского масонства Тира Соколовская сообщает о нескольких вариантах Вильгельмсбадской конституции, распространявшейся во множестве списков, что доказывает чрезвычайную распространенность этих законов в России. 
      Масонские витии нередко черпали свои изречения из приводимых законов; нередко также какую-нибудь отдаленную статью из законов они развивали в пространную речь. Эти законы включают весь кодекс масонства, все те правила, которые усердно распространялись масонами и в ложах путем назиданий, путем устной пропаганды, и путем литературы, печатной и рукописной. Масоны иногда бывали фанатичными проповедниками своих воззрений и в своем увлечении выходили даже за пределы, указываемые самим орденом. Настойчиво, пламенно, с увлечением тщились масоны внушить правила нравственности, идеи равноправия людей, уважение к человеческому достоинству, терпимость религиозную и национальную, обязательность деятельного христианства и необходимость самого широкого благотворения. Нравственное усовершенствование признавалось средством достижения рая за гробом и златого века на земле. 
      В приводимых законах некоторые статьи являются как бы членами символа масонской веры; тексты первых двух параграфов ярко подтверждают веру масонов в Бога и в бессмертие души и могут снять упрек в служению "князю тьмы".
В начало текста

Главная страница / Масоны: кто они? / Знаменитые масоны / Конституция Андерсона
Anderson's Constitution / Вильгельмсбадская конституция / Вопросы и ответы / Что читать?
Знаменитые масоны"Золотые стихи" Пифагора" / Масонские линки